Охлобыстин, Аверин, Пореченков и другие конкуренты доктора Хауса
За последние пять лет снято более десяти сериалов о медиках. По популярности теледоктора обогнали даже полицейских: их работа тоже связана с риском, но они, видимо, как-то симпатичнее народу — подвиги совершают, но никого не бьют и не запугивают.
Шерлок Холмс от медицины
Мама актера Михаила Пореченкова страшно обрадовалась, узнав, что сын снялся в главной роли в сериале «Доктор Тырса»: «Наконец-то ты будешь не с автоматом носиться, а сыграешь приличного человека, врача!» Хотя богатый «милицейский» опыт Пореченкову пригодился. Доктор Тырса — это Шерлок Холмс от медицины: он не только лечит профессиональных спортсменов, но и проводит расследования, по чьей вине они попали в больницу.
«Никогда не снимаюсь, если не нравится персонаж. А Тырсу я полюбил, — рассказывает Пореченков. — Он фанат своей работы. Эту роль я посвятил моему другу Андрюше Краско (незадолго до смерти Краско сыграл врача с фамилией Тырса в фильме «Я остаюсь». — Прим. ред.). К медицине раньше я никакого отношения не имел, врачей вообще боялся! А теперь и роды принять сумею».
Готовясь к съемкам, актеры сериала под присмотром медиков учились снимать кардиограммы, брать анализы крови и даже делать трепанацию черепа! «Медицинские термины для нас, актеров, писали на бумажках и прикрепляли всюду, но мы все равно путались, — признается Пореченков. — Вот вы меня сейчас спросите — ни одного термина не скажу! Приходилось работать на короткой памяти. У актеров есть такой прием. Быстро выучил, быстро забыл! А иначе "лампочки" в голове могут перегореть».
Доктор с богатым прошлым
Иван Охлобыстин попал на съемочную площадку «Интернов» не случайно — у него уже был врачебный опыт. «Я же медбрат, у меня и справка есть! Сумею даже трахею ручкой вскрыть, если потребуется. Еще я раны зашивать умею, резаные, рваные, и плечо вправлять», — хвастается исполнитель роли доктора Быкова. Когда-то Иван даже хотел стать хирургом. Его папа, военный хирург, говорил, что у сына хорошие задатки. «Когда я в сериале ставлю диагнозы, у меня ностальгически вздрагивает сердце», — признается Охлобыстин.
Свои заметные татуировки на руках Охлобыстин загримировывать не стал, и они видны из-под белого халата. Актер убежден, что у доктора Быкова вполне могло быть бурное прошлое, и тот не стал бы его скрывать. К тому же в гневе Быков страшнее любого криминального авторитета — поток живописных оскорблений вылетает из уст Охлобыстина легко и непринужденно. А вот с профессиональными терминами во время съемок возникли большие проблемы, причем не только у него. Приходилось делать много дублей, прежде чем актерам удавалось выговорить «кардиомиопатия» или «дезоксирибонуклеиновая кислота». Рекордсмены по количеству дублей (27!) — Иван Охлобыстин и Илья Глинников (интерн Романенко). Особые трудности Охлобыстина связаны с тем, что он не выговаривает букву «р». Как-то Ивану полдня не давалась фраза со словом «противозачаточные». Актер ловко нашел этому объяснение: «Понимаете, я с этим в жизни никогда не сталкивался. У меня шестеро детей…»
Собака испугалась хирурга
Как брат-близнец, похож на Быкова хирург Олег Самарин из сериала «Самара» (его сыграл Артур Смольянинов). Он также спорит с начальством, язвит с пациентами и сослуживцами, издевается над помощницей. И его тоже все обожают, потому что Самарин — хирург от бога. Разница лишь в том, что он работает на скорой помощи, а не в больнице. Специально для сериала распилили настоящую карету скорой помощи, со всем оснащением, здесь и снимали самые сложные сцены. В одной из серий Самара, например, оперирует попавшую под машину овчарку. Собака в кадре должна была лежать тихо, словно под наркозом, но она взбунтовалась и попыталась укусить Смольянинова. Сцену сняли только с пятого дубля.
«Я всегда мечтал сыграть врача, — признался Смольянинов. — Это волшебная профессия. Мой дедушка был врачом, среди моих друзей много медиков. Они особые люди, занимающиеся настоящим делом». Готовясь к съемкам, Артур две недели посещал станцию скорой помощи и реанимационное отделение. «Спустя неделю я уже умел делать интубацию (введение специальной трубки в трахею. — Прим. ред.), ставить катетер, мне объяснили, как работает дефибриллятор (аппарат для устранения нарушений сердечного ритма. — Прим. ред.). Но надеюсь, в жизни мне эти навыки не пригодятся».
«Не могу спокойно видеть скорую!»
Ярослав Бойко, сыгравший хирурга Олега Громова в сериале «Неотложка», как и Пореченков, до съемок недолюбливал врачей, особенно стоматологов. И честно предупреждал, что жутко боится уколов: даже когда на экране видит, как кому-то втыкают иглу, ему уже не по себе. Доктора успокаивали актера: «Слава, да ты можешь руки из карманов вообще не вынимать. Важно другое. Когда заходишь в комнату к больному, все сразу понимают: ты — главный». И все-таки перед началом съемок актер поездил на настоящей скорой: «Меня, конечно, щадили и на самые кровавые выезды не брали. Я чуть-чуть помогал — капельницу держал, переносил чемодан с инструментами, носилки. А на съемочной площадке врачи нас консультировали. Был такой случай: снимали сцену, когда мы делаем больному разряд на сердце, и я говорю: "250, давай!" — а медсестра мне: "Не завелось", я тогда: "300, 350!" Врачи потом сказали: "Здорово, супер! Только ваш пациент сгорел бы при таких раскладах!"». Зато теперь актер может сам о себе позаботиться. На съемках фильма «Вокзал» по сценарию он разбивал стекло в горящем вагоне и спасал девушку. Бойко сильно порезался. Неопытная медсестра растерялась, и тогда Ярослав взял у нее перекись водорода, сам обработал и забинтовал рану. «До сих пор, когда вижу скорую, говорю: "Наши поехали"», — признается Бойко.
Аверин тренировался на курицах
Максим Аверин, снявшийся в роли доктора Олега Брагина в «Склифосовском», готовился к работе, оперируя... бройлерных куриц. «У нас конкурс такой был — кто быстрее курице швы наложит, — улыбается актер. — Еще мы ставили два стула, между ними натягивали нитки и тренировались делать узелки на операционных швах. Я вообще в сериале многому научился: теперь и рану зашить могу, и укол сделать».
За время съемок актеры провели более 80 операций… на силиконовом манекене, который получил в группе прозвище Тело. Для нанесения специального грима — порезы, ушибы, открытые переломы — использовали киносиликон. Но однажды он закончился, причем во всей Москве. Гримеры не растерялись: скупили силиконовую продукцию в ближайшем секс-шопе и переплавили ее. «Находчивость и чувство юмора — это то, что роднит докторов и актеров», — смеется Аверин.
Достоверно сыграть врача ему помог богатый жизненный опыт. «Я — травматический артист, — делится Максим. — На лбу мелкие шрамы— это я как-то в детстве пересчитал лбом всю мебель. На правой руке травма, полученная на спектакле "Ричард III", порезался бокалом. Нога — это "Макбет": вложил меч не в ножны, а в ногу. А на другом спектакле я расшиб голову и в перерывах бегал смывать кровь, но зрителей не подвел — доиграл, и только потом меня увезли на скорой... Я во многих больницах полежал и видел настоящих героев, которые спасают людей. Однажды после спектакля я узнал, что у мамы инфаркт. Она лежала в "Склифе", в реанимацию к ней не пускали… Тогда я понял, что во врачах есть нечто божественное — только и оставалось на них молиться. До конца дней буду благодарен доктору, который спас жизнь моей маме».
Доктор всея Руси
Женщина-врач — куда более редкое явление в сериалах. Но актрисе Ольге Будиной повезло: она выступила в этой роли уже в пяти фильмах, за что получила от коллег титул «доктор всея Руси». В сериале «Земский доктор» ее героине приходилось не только оперировать больных, но и решать их личные проблемы: искать похищенных детей, спасать от позора малолетних матерей. «Я сама в больницу не хожу, лечусь гомеопатией, — рассказывает Ольга. — Доктора для меня были — неопознанные летающие объекты. Но с тех пор, как я стала играть врача, пришлось вникнуть в их жизнь до мелочей. Снимаясь в "Земском докторе", я, к примеру, поняла, что женщины-врачи в сельской местности должны как-то особенно одеваться, чтобы не простужаться. Климат-то у нас — девять месяцев холод и пронизывающий ветер. А у них не очень высокие зарплаты и всегда много работы. Для меня эти женщины — настоящие героини».
Худеть нельзя
А вот актрисе Яне Крайновой, готовившейся к съемкам в сериале «Дневник доктора Зайцевой», пришлось столкнуться с трудностями иного рода. Ей требовалось... поправиться на восемь килограммов! «Для меня это был подвиг, потому что до этого я отчаянно худела: сидела на диетах, ходила на йогу, — смеется Яна. — По закону подлости, как только я себе понравилась, режиссер велел толстеть! Только кажется, что за месяц легко набрать вес. Мой однокурсник, разбирающийся в спортивном питании, сказал, что, если я накинусь на торты, заработаю сахарный диабет. Пришлось пить углеводные коктейли. Сначала было вкусно. Потом стало казаться, что они вот-вот полезут у меня из ушей! Выпив в общей сложности пятилитровую банку, я не выдержала и перешла на картошку. На съемочную площадку пришла здорово округлившейся».
После съемок благодаря здоровому питанию и танцам Яна быстро вернулась в прежнюю форму. Но для второго сезона сериала (новые серии покажут на канале СТС уже в конце ноября) все пришлось начинать заново. Правда, на этот раз потребовалось набрать немного, всего пару килограммов. Что касается медицинских навыков, актриса героически выдержала практику в больнице, хотя поначалу и опасалась, что хлопнется в обморок при виде крови. «После одной операции профессор вручил мне талисман — плюшевую беленькую звездочку — со словами "Это тебе на память — «пушистый лейкоцит», белое кровяное тело"».