Подача в жанре судебной драмы распределения умерших между секторами «покоя» и «размышлений» (этими эвфемизмами в небесном дворце правосудия принято заменять непроизносимые здесь слова «рай» и «ад») — ход в кинематографе не новый. Как и в обычных, без обращения к потустороннему, представителях этого жанра, в мини-сериале «Небесный суд» интригу составляет противоборство адвоката и прокурора; как и в сюжетах, посвященных посмертному рассмотрению человеческих судеб, главной становится моральная оценка всего, совершённого подсудимым при жизни. Особую пикантность процессам придает личное отношение защитника, обвинителя и присяжных, назначенных из числа бывших людей, к фигурантам дела, ведь порой их прошлые судьбы оказываются тесно переплетенными с обвиняемыми и свидетелями. Шикарная сценарная находка — клан Аморе, на земле меткими выстрелами в сердце порождающих любовь, а в чистилище поставляющих контрабандой запрещенные земные продукты, алкоголь, табак — всё, что способно доставить удовольствие здешним обитателям.
Создатели фильма удержались на тонкой грани между морализаторством и кощунством, остро поставив вопросы права осуждать, цены формального подхода, сложности определения истинного веса намерений и поступков и относительности понятий добра и зла. Мотивированное обоснование авторской позиции дано без назидательности, даже наоборот — в наиболее открытом для дискуссионного размышления виде. Богатое ветвящимися сюжетными линиями действие украшено уместным непошлым юмором, остроумными диалогами, неожиданными ситуационными поворотами сюжета. Кажущиеся второстепенными события и вставные эпизоды великолепно сплетены с основными, создавая цельные, объемные характеры с предысторией и в развитии. Единичные линии и характеры, выглядящие брошенными или оборванными слишком резко, не вредят общему восхищению проработкой персонажей. На высоте не только исполнители центральных ролей Хабенский и Пореченков, но и весь актерский ансамбль: редко где найдется такое множество ярких законченных второстепенных образов, пусть кому-то и выделены считанные минуты экранного времени.
Визуальное отделение того света обедненной цветовой гаммой выглядит несколько навязчивым и утомительным, а оттенок — раздражающим, тем более что столь резкие отличия в подаче картинки не представляются необходимыми: место действия легко определяется событиями и действующими лицами, не вызывая путаницы. Вообще художник и оператор, на мой взгляд, злоупотребили эффектами цвета и акцентировки. Пейзажи, замковая архитектура и интерьеры загробного мира, напротив, подобраны очень точно, обеспечивая нужное настроение, ощущение потусторонности и вневременного существования.
Оригинальность в подаче сложной темы, грамотная разработка альманаха из нескольких историй, крепко спаянных не только внешним обрамлением и объединяющими главными героями, но и внутренним взаимодействием событий, делает сценарную основу мини-сериала «Небесный суд» безусловно примечательной. Мастерство актеров и декораторов вместе с удачным выбором локаций съемки обеспечивают погружение зрителя в действие; лишь эксперименты с цветовой подачей несколько портят общее впечатление.