Сказать, что фильм произвел впечатление — это значит ничего не сказать. Когда какой-нибудь ваш знакомый рассказывает интересную, необычную историю, вы же не пытаетесь оценить его рассказ, и уж тем более выставить ему определенную оценку за это — вы просто слушаете, и если история достойная наслаждаетесь ей. Так получилось и с этим фильмом — это просто удивительный рассказ, который захватывает с головой.
«Счастливые люди» — нечто больше чем кино.
Документальное кино, безусловно, должно занимать более значимую, чем сейчас, позицию в кинематографе. Большое документальное кино способно произвести такое впечатление, какое с огромным трудом производит кино игровое. Потому что игровое кино — это проекция жизни, а документальное — это и есть сама жизнь.
Радует, что некоторые подвижки уже есть. У нас в России например за последний год на большом экране вышло около 10 документальных фильмов, причём некоторые из них шли в прокате в самых больших залах. Ранее я такого количества документалок в кинотеатрах не замечал.
В связи с этим, немного жаль, что такая мастерская и изумительная картина как «Счатливые люди» не вышла не то чтобы в кинотеатрах, она даже по телевидению не показывалась. Хотя фильму уже без малого 4 года. Причём один из общероссийских телеканалов приобрёл права на показ, но я не в курсе показывал ли, во всяком случае не освещал точно. Но начиная с прошлого года фильм всё-таки появился в интернете. Хотя трудно сказать, узнал бы кто-нибудь про этот фильм, если бы не Вернер Херцог, взявшийся за международную версию «Счастливых людей», и таким образом хоть как-то прорекламировавший зрителю проект Дмитрия Васюкова.
Социальное лирически-экологическое кино.
Центр России, река Енисей, деревня Бахта. Люди как никто другой связанные с природой — они не порабощают и не создают её — они сами являются частью природы. Большинство из нас, людей городских, никогда не столкнется с тем, с чем ежедневно сталкиваются бахтинцы. От этого интерес к их обыденным занятиям высок. Едва ли мы когда-нибудь окажемся там. Едва ли мы будем счастливыми там. Мы счастливы в своей ноосфере, а они как часть биосферы счастливы по-своему. Хотя вроде все мы жители одной большой страны, но кажется что живём на разных планетах. Недаром в фильме сказано: «Для них всё что за Уралом — всё непонятное и чужое — что Москва, что Париж». Так и для нас: там везде одно и то же — что в Бахте, что в любой другой деревне в дали от больших городов. И всё-таки — насколько же интересно смотреть на их жизнь.
Фильм хорош абсолютно во всем. Фильм честен со зрителем. В нём не будет никаких оголтелых дикарей с топорами. Цивилизация, рыночные отношения и прочее также как и нас коснулись и их, пусть не настолько сильно. Охотники в Бахте уже давно разъезжают на снегоходах. Особенно знаменательным кадром для меня стала песня Николая Баскова по радио в избушке в глухом лесу — он даже там не оставляет нас в покое! В этом всём что-то есть, и несмотря на всю несхожесть наших будней, есть у нас и много общего: апельсины на Новой год, 9 мая, застолья — много вещей которые объединяют народы нашей страны. И это весьма важно.
Замечательные оказались и главные герои фильма — люди душевные, интересные и конечно счастливые. Особенно выделяется Геннадий Соловьев — охотник промысловик — человек которого можно слушать бесконечно, человек имеющий представление о высоких человеческих качествах: чести, совести, уважению к природе — тех качествах, которых всё больше не хватает людям городским. Именно с Геннадием мы проведем большую часть фильма, и это наверно не случайно. Человек он очень образованный и разумный, за ним только и записывать: «Если б не клин да мох, Плотник давно бы сдох».
До этого фильма Дмитрий Васюков был известен лишь очень малому количеству людей, в основном рыболовов-любителей, потому как Дмитрий был режиссером достаточно известной передачи «Диалоги о рыбалке». Как раз вся творческая группа «Диалогов» и снимала этот фильм, и опыт прошлой работы явно не прошёл даром — сцены отсняты на высочайшем уровне, особенно запомнились подледные съемки при ловле налима. Вообще картинка в целом привлекательная.
Да и как рассказчик Васюков не подкачал. Уверен что Вернер Херцог в своем озвучивании постарался минимально отходить от текста оригинала, потому как рассказать ещё лучше представляется чем-то маловероятным.
А ещё в международной версии композитором выступил Клаус Бадельт — личность широко известная и вообще очень даже интересно послушать какие мелодии он подобрал для фильма. Потому как в оригинальной картине за композиторскую часть отвечал Александр Войтинский — по совместительству режиссер некоторых русских поп-картин. В «Счастливых людях» он приятно удивил — музыка у фильма просто великолепная и точно подобранная. В связи с этим не совсем понятно почему Херцог решил поменять музыку, если уже есть такая замечательная.
И в итоге…
Снятый большими профессионалами, в какой-то степени лирический, просветительский, душевный, научный, развивающий, захватывающий, честный, реальный фильм абсолютно для всех. Фильм сверху до низа пропитанный уважением и любовью к простому люду и их повседневности. Фильм который не может оставить равнодушным — потому как всё по-настоящему. Фильм в котором не к чему придраться. Фильм который и есть сама жизнь, просто жизнь отличная от нашей.
«Всем природа нашла свое место, и зверю и птице. Вот только человек должен сам искать место и дело, и если найдет, тогда и будет по-настоящему счастлив.»
После фильма всего и не рассказать.