Экранизация трех достаточно малоизвестных пьес Шекспира — дело безусловно благое и полезное, особенно с учетом того, что современная широкая публика крайне настороженно относится к любым объемным текстам. Единственный способ хоть как-то ознакомить людей с классической литературой — переложить книгу на кинопленку. Кинопостановок же «Ричарда Второго», «Генриха Четвертого» и «Генриха Пятого» до настоящего времени было достаточно немного. В отличие от бесчисленных Гамлетов или Макбетов пьесы эти у режиссеров пользовались значительно меньшей популярностью. Можно вспомнить разве что «Полуночные колокола» Орсона Уэллса по мотивам «Генриха Четвертого», фильм безусловно прекрасный, но достаточно старый и не дословно передающий шекспировский текст. Еще на ум приходит яркий, хотя очень своеобразный и театрализованный «Генрих Пятый» Лоуренса Оливье, снятый уже полвека назад. Впрочем недавно вышла неплохая экранизация «Генриха» от Кеннета Браны, но о ней следует вести отдельный разговор. Пристойную киноверсию «Ричарда Второго» — краеугольной пьесы всего многотомного шекспировского королевского цикла и не упомнить. Был английский телевизионный фильм семьдесят восьмого года, но он у нас, к сожалению, неизвестен. А ведь по мысли Шекспира именно низложение и убийство богопомазанника, короля Ричарда Второго послужило переломной точкой в английской истории, стало групповым преступлением и грехом британской аристократии, за который она и расплачивалась потом веками, погрязнув в череде междоусобиц, интриг и гражданских войн.
Теперь о самой «Короне». Три пьесы цикла сняты очень неплохо, хотя разнятся по стилистике и явно были созданы разными режиссерами. Авангардный, местами слишком, с неординарной операторской работой и порхающими в воздухе коронами «Ричард Второй» сильно отличается от добротно-классических Генрихов. В целом операторско-режиссерская работа заслуживает похвалы и, как всегда у англосаксов, отменна. В технической части можно отметить еще частые неточности в костюмах, доспехах и прочие мелкие «исторические» ляпы. Местами, особенно в батальных сценах сказывается ограниченность бюджета и вместо многотысячных, сходящихся на том же азенкурском поле армий, перед зрителем ожесточенно рубится всего пара сотен статистов. Что поделать — таки не многомиллионный американский блокбастер — приходится мириться. Несомненный и очевидный плюс сериала — мощная литературная основа. Вильям наш Шекспир не дает разгуляться шальной руке сценариста и ухо понимающего английскую речь зрителя ласкает чеканный слог великого британца. Для остальных предлагаются неплохие субтитры, нарезанные из переводов Пастернака и Лозинского.
Кастинг в «Короне» отличный. Благо для хорошего английского актера Шекспир, как для кота валерьянка и, наверняка, не было отбора от желающих. Наиболее запоминается Том Хиддлстон (принц Хэл, а в последствии Генрих Пятый) — действительно яркая роль молодого актера. Еще Перси поражает энергией и экспрессией, а так же смахивает на молодого Макдауэлла. Айронс (Генрих Четвертый) и Расселл Бил (Фальстаф) — просто талантливые опытные актеры и в очередной раз блестяще справились со сложными ролями. Что еще сказать про актеров и их персонажей? Ричард Второй (Бен Уишоу) изображен, пускай и ярко, геем-ломакой с излишне театральной декларацией и мимикой. Конечно летописи и хронисты говорят об этом короле много недоброго но, все-таки, не позволяют так однозначно трактовать его образ. Тем более, что свергнувшим его заговорщикам очевидно было нужно максимально очернить короля так же, как и в последствии Тюдоры целенаправленно рушили репутацию Ричарда Третьего.
Абсолютно не к месту выглядит присутствие в сериале черных актеров, играющих многих английских аристократов. Дело не в расизме, но политкорректность дошла до абсурда и чистокровных английских герцогов играют мулаты, епископов — негры, герцог Йорк в «Ричарде», принц крови, с десятками поколений благородных норманнско-скандинавских предков орлиным профилем больше напоминает другого шекспировского персонажа — Шейлока, а другой Йорк в «Генрихе Пятом» — вылитый венецианский мавр. Это не так резало бы глаз в авангардной постановке, но здесь, в реалистично-историчном антураже, такие культбиты кажутся мягко говоря нелепыми и смешными. Остается надеяться, что следующим шагом в преодолении расовых стереотипов и доведении идеи политкорректности до полного абсурда станет исполнение роли Отелло голубоглазым блондином…
В целом, несмотря на ряд мелких, но местами досадных помех англичане создали очень неплохой и ладный восьмичасовой сериал с отличными актерами, яркими сценами и, конечно, прекрасным классическим сюжетом. Смотреть стоит.