Несмотря на неустанный труд ученых, знания человека о Вселенной остаются крайне неопределенными. А раз ничего наверняка не известно — значит все возможно
Пока физики пытаются договориться о том, что такое гравитон и сколько измерений предполагает теория струн, сценаристы и режиссеры уже построили собственные модели мира на экране. Параллельные вселенные, временные петли, кротовые норы — все это уже открыто в телесериалах. А также то, что ученым и в голову бы не пришло.

Вспомни, что будет
СБОЙ ВО ВРЕМЕНИ С НЕПРИЯТНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ

Вспомни, что будет
Вспомни, что будет

Все человечество одновременно теряет сознание и на две минуты переносится в будущее. Теперь почти каждый знает, что с ним случится через шесть месяцев. Исключение составляют те, кто ничего не увидел, — то ли их будущее неопределенно, то ли через полгода их не будет в живых. Так или иначе, для большинства экскурсия в недалекое будущее обернулась серьезным стрессом. Главных вопроса два: можно ли что-то изменить и почему случился скачок во времени? Полицейские Лос-Анджелеса вынуждены отвлечься от личной драмы, чтобы найти ответ на второй вопрос. К счастью, одному из них удалось в общих чертах ознакомиться с результатами их собственного расследования во время двухминутного путешествия в будущее. Идея любопытная, но воплощение, видимо, не оправдало ожиданий публики — в плане рейтингов успешными были лишь первые несколько серий.

Потерянная комната
ЗАКОНЫ ФИЗИКИ ПОД ВОПРОСОМ

Потерянная комната
Потерянная комната

В центре сюжета — пропавшая из мотеля комната и около сотни предметов из этой комнаты, разошедшихся по рукам. Комната теперь существует вне пространства и времени, а каждый из предметов может так или иначе изменять реальность-какой-мы-ее-знаем: расческа останавливает время, очки тушат огонь, а наручные часы могут сварить яйцо. Насчет того, что именно случилось в мотеле и что это говорит нам о Вселенной, мнения расходятся. Кто-то считает, что все происходящее — не что иное, как свидетельство смерти бога, другие полагают, что просто с физическими законами что-то не так. Разбираться в том, что есть реальность, придется детективу Джо Миллеру: в комнате мотеля пропала его дочь. Сериал оставляет больше вопросов, чем ответов, но, учитывая философскую суть вопросов, это сложно назвать недостатком. В числе достоинств — здоровая доля юмора и чудесные актеры на вторых ролях.

Пробуждение
ТЕОРИЯ МУЛЬТИ-ВСЕЛЕННОЙ В ДЕЙСТВИИ

Пробуждение

После автокатастрофы в мире детектива Бриттена образовалось две параллельные реальности: в одной из них в аварии выжил его сын, но погибла жена, а в другой — наоборот. Сам Бриттен через раз просыпается то в одной, то в другой Вселенной. Со временем ориентироваться в происходящем становится все сложнее — имея одну отправную точку, альтернативные реальности все больше отдаляются друг от друга. Приходится идти на всевозможные ухищрения и посещать психиатра. Но есть и неожиданные плюсы: например, в детективной работе информация, добытая в параллельной реальности, может оказаться как нельзя кстати. Интересное, пусть и ненаучное, исследование гипотезы о параллельном существовании бесконечного множества вселенных. Критикам сериал понравился, но в плане рейтингов оказался провальным.

Жизнь на Марсе
ПРОШЛОЕ — РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ?

Жизнь на Марсе
Жизнь на Марсе

Другой вариант истории с полицейским и аварией: детектив Сэм Тайлер разбился в машине в 2006 году, а приходит в себя в 1973-м. В прошлом никто его появлению не удивляется — люди, которых он видит впервые в жизни, воспринимают его появление в полицейском участке как должное и называют его по имени, как будто он там всю жизнь и работал (только должность у него в прошлом рангом пониже). После первых эпизодов научно-фантастическая составляющая отходит на задний план, уступая место детективным сюжетам, но Тайлеру не дают покоя голоса из будущего, по телефону и по радио обсуждающие его здоровье и не пора ли его отключить от аппарата искусственного дыхания. В течение двух сезонов зрители вместе с героем гадают, лежит ли он на самом деле в коме, сошел ли с ума или действительно попал в прошлое. В 2011 году на экраны вышла российская адаптация «Жизни на Марсе» «Обратная сторона Луны» — менее удачная, но более радикальная в своем безумии: попадая в прошлое, герой становится собственным отцом.

На краю Вселенной
ВНИЗ ПО КРОТОВОЙ НОРЕ

На краю Вселенной
На краю Вселенной

Во время испытаний нового космического корабля ученый-астронавт Джон Крайтон проваливается в так называемую кротовую нору и оказывается на другом конце Вселенной — внутри живого корабля-тюрьмы, сбежавшего вместе с заключенными. Подружившись с антропоморфными, рептилиевидными и прочими обитателями тюрьмы с нелепыми именами, Крайтон становится капитаном корабля. Теперь в его распоряжении находится ускоритель, позволяющий перемещаться быстрее скорости света. Вместе с новой командой он отправляется на поиски кротовой норы, которая сможет вернуть его к Земле. Но, как оказывается, норы, соединяющие далекие уголки Вселенной, интересуют не его одного. Главное в сериале — не вопросы мироздания, а приключения человека в мире инопланетян, поэтому игра с пространством и временем здесь довольно ленива. Интересна идея о кротовых норах как о важнейшем ресурсе будущего, за который развернется отчаянная борьба: Босфор и Дарданеллы вселенского масштаба.

Звездный путь: следующее поколение
ВРЕМЕННЫЕ ПЕТЛИ

Звездный путь: следующее поколение
Звездный путь: следующее поколение

Исследовательский корабль «Энтерпрайз» бороздит просторы Вселенной в поисках новых миров, новых форм жизни и новых цивилизаций. Не раз и не два экипажу капитана Пикара доведется испытать на себе последствия искривления пространственно-временного континуума. То им попадаются собственные двойники из прошлого или будущего, то возникают подозрения, что двигатель корабля, искривляющий пространство, разрушает космическую материю. В отличие от «На краю Вселенной», здесь героям-исследователям приходится серьезно задумываться о свойствах пространства и времени, чтобы нечаянно не изменить прошлое или не стереть с лица Вселенной какое-нибудь космическое тело. В одной из серий экипаж попадает во временную петлю и раз за разом совершает одно и то же путешествие, заканчивающееся гибелью корабля. Чтобы выбраться из западни, нужно использовать свойства пространства-времени и отправить послание самим себе, не подозревающим о надвигающейся катастрофе.

Портал юрского периода
ОХОТА НА ДИНОЗАВРОВ

Портал юрского периода
Портал юрского периода

Группа ученых расследует феномен временных аномалий, которые они называют «землетрясениями во времени». В результате этих «землетрясений» в современном мире открываются своеобразные порталы в прошлое и будущее, через которые в наше время начинают проникать динозавры и прочие недружелюбные существа. После того как в британском лесу был обнаружен палеозойский горгонопес, «землетрясениями» заинтересовалось правительство. Но может ли правительство взять под свой контроль то, в чем не могут разобраться даже ученые? Побывав в далеком прошлом, герои фильма возвращаются в современность, уже несколько отличную от той, которую они оставили. У главного героя, например, исчезла подруга. Но это не главная его проблема. Во-первых, его жена угрожает вернуться в прошлое и истребить человечество, вырезав его самых дальних предков. А во-вторых, нужно найти способ закрыть порталы, пока не наступил полный хаос. Идея не нова, зато спецэффекты оценили и критики, и зрители.

Быть Эрикой
ВЕРНУТЬСЯ В ПРОШЛОЕ И ВСЕ ИСПРАВИТЬ

Быть Эрикой
Быть Эрикой

Эрике Стрейндж за 30, а она не знает, что делать с собственной жизнью, потому что кажется, что все возможные ошибки уже сделаны. Мистическим образом в этот момент в ее жизни появляется психотерапевт Том Уэкслер, который отправляет ее в прошлое — последовательно в каждый момент, о котором она жалеет, и дает ей возможность провести работу над ошибками. Механизм путешествия во времени не ясен, хотя в какой-то момент в сериале всплывает идея о параллельном существовании бесконечного множества вселенных, в которых Эрика и другие принимают бесконечное множество разных решений. Изменив что-то в прошлом, они меняют и настоящее, чаще всего неожиданным и неприятным для них самих образом — приходится возвращаться и переделывать все как было. В этом случае путешествия во времени, конечно, условность, и интересен прежде всего психологический аспект: готов ли человек добровольно отказаться от сформировавшего его пути, отказаться, по сути, от себя-в-настоящем, ради того, чтобы прожить жизнь «правильно»?

Сумеречная зона
У КАЖДОГО СВОЕ ИСКРИВЛЕНИЕ

Сумеречная зона
Сумеречная зона

В черно-белом сериале начала 60-х собрана целая коллекция пространственно-временных аномалий. Пожилая актриса исчезает из реальности, чтобы завершить свой жизненный путь в вымышленном мире кино. Работник рекламного бюро возвращается в родной городок и обнаруживает, что с его детских лет там как будто ничего не изменилось — а вот и он сам, маленький мальчик, сидит на качелях. Немецкий капитан, потопивший британское судно, попадает на его борт и обречен бесконечно проживать момент гибели своих жертв вместе с ними. Далеко не каждая серия «Сумеречной зоны» затрагивает вопросы пространства-времени, но таких эпизодов достаточно. Пространственно-временные аномалии здесь в духе времени — субъективный, частный феномен, затрагивающий жизнь одного или нескольких людей.

Десятое королевство
ЧТОБЫ РАЗРЯДИТЬ АТМОСФЕРУ

Десятое королевство
Десятое королевство

Юная Вирджиния росла без матери, которая исчезла, когда ей было семь лет. Вирджиния работает в кафе и живет с отцом-неудачником. Однажды в парке под колеса ее велосипеда бросается собака из параллельного сказочного мира средневекового образца. Собака на самом деле — заколдованный принц. Вслед за ним в жизнь Вирджинии без приглашения вторгаются трое троллей и волк в человеческом обличье. Долго ли, коротко ли, Вирджиния и ее отец сами попадают в сказочное измерение девяти королевств, где им предстоит найти пропавшую много лет назад мать, а также долго выяснять, как, собственно, вернуться назад в современный Нью-Йорк. Научной фантастикой это, конечно, не назовешь, зато мало где можно увидеть такой чудесный и приятный во всех отношениях параллельный мир. Никакого экзистенциального ужаса, и детям скучно не будет.